Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это народные названия православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа(1 августа по старому стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста». Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.
В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.
С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь, согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником.
Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака.
Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже начинали шишкование кедров.
14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами.
У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.
Начинали трапезу блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-медовую массу, в которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.
Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».
В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету.
Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».
С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.
«Медовый Спас — медовый стол», — говорили в народе.
Едва медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас Третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
Вяч. Иванов
Хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, а верующие — церковного благословения на вкушение меда, тем более что мед является одним из самых вкусных и полезных постных продуктов. Освящение меда — красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом, — чудо как хорош этот Медовый Спас!
Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве. Так, специалисты считают, что есть два способа определения качества меда.
Первый — переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный.
А еще настоящий мед можно легко растереть между пальцами. Он даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.
Когда же наконец мед выбран и освящен, можно приступать к приготовлению постных продуктов на радость домашним.
Вот некоторые рецепты, которые дошли до наших дней.
Постная медовая коврижка
Ингредиенты: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.
Приготовление: в миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков. Добавить орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 мин при 200 °С. Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.
Меренга медовая
Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье остынет, сбрызнуть белой сахарной глазурью.
Квас медовый
Ингредиенты: 800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.
Приготовление: в кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20 °С, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10—12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.
Монастырский мед
Ингредиенты: 1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.
Приготовление: мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 ч. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 ч, периодически (по мере выкипания) добавляя горячую воду. Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед пробродит (перестанет шипеть), в него влить 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.
Сырно-медовые треугольники
Ингредиенты: 1 стакан сливочного сыра, 6 ч. ложек густого ароматного меда, 1 яичный желток, 50 г сливочного масла, 6 листов слоеного теста, сахар для обсыпки.
Приготовление: разогреть духовку до 190 С. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину — на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. ложке сырной смеси в центр каждой полоски. Завернуть полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 мин, пока они не станут хрустящими. Слегка присыпать глазировочным сахаром.
Коврижка медовая «Каляпуш»
Ингредиенты: 550 г муки, 150 г сахара, 250 г меда, 100-150 г воды, 2 г корицы, 50 г маргарина.
Приготовление: сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 мин. Украсить по желанию.
Пахлава
Ингредиенты.
Для начинки: 350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для смазывания).
Для пресного теста: 2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г сахара, щепотка соли.
Приготовление: выпустить в посуду яйца, тщательно перемешать, добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать его на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами.
Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленную таким образом пахлаву смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10 — 15 мин. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10-15 мин. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пахлаву из печи, залить ее теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30 -40 мин.
Готовую пахлаву отделить одну от другой в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.
Рыба в меду с изюмом
Ингредиенты: 2 кг филе трески, 1 л молока, 50 г изюма, 25 г сливочного масла, 1 луковица, 1 ст. ложка меда, 500 мл белого сухого вина, 3 лимона, 400 г сметаны, черный молотый перец, соль по вкусу.
Приготовление: вскипятить молоко, снять его с огня. Положить в горячее молоко рыбное филе на 3 мин, после чего рыбу аккуратно отжать и разрезать на 6 порционных кусков. Залить изюм кипятком на 10 мин, затем слить воду. Выжать сок из двух лимонов, а третий нарезать тонкими ломтиками. Измельчить луковицу. В сотейнике на слабом огне обжарить на сливочном масле лук с медом и изюмом. Когда смесь карамелизуется, влить горячее вино с лимонным соком, положить ломтики лимона. Поварить несколько секунд, убавить огонь, положить куски рыбы, посолить и поперчить по вкусу.
Тушить 10 мин. Готовую рыбу, лимон и изюм вынуть из соуса. Ввести в него сметану, перемешать и залить соусом рыбу.
Картофель в уксусно-медовой смеси
Ингредиенты: 1 кг мелкого картофеля, 5 ст. ложек уксуса, 1 ч. ложка меда, 2 пучка базилика, 2 ст. ложки растительного масла, 4 ст. ложки оливкового масла, 1 ст. ложка тертого сыра.
Приготовление: картофель вымыть и варить в мундире 20 мин. Слить воду, дать немного остыть и очистить. Охладить полностью. Прокипятить в маленькой кастрюле в течение 1 мин уксус с медом. У базилика отделить листочки. 1/3 отложить в сторону, оставшиеся порубить. Обжарить в растительном масле картофель и посолить. Влить уксусно-медовую смесь и потушить в ней картофель. Перемешать с оливковым маслом и базиликом. Выложить на блюдо, посыпать сыром, украсить оставшимися листочками базилика и подавать горячим.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Медовый Спас выпадал на активный период сельскохозяйственных работ, а посему его справляли без особой пышности. Для крестьян в это время главным занятием были не гуляния, а покосы, пахота и посев. Не зря же в народе говорили: «Август—каторга».
И все же, несмотря на большую занятость, существовал целый ряд традиций, которым все равно следовали. Так, с 14 августа начинался строгий двухнедельный Успенский пост, во время которого проходили так называемые сиротские и вдовьи помочи, когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. При этом многого за работу не просили, в большинстве случаев трудились за угощение, а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Так и говорили в этом случае:
Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!
В Медовый Спас всех угощали медом.
Люди говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует». В угощении не отказывали никому. А потому уже вечером этого дня толпа ребят и подростков обступала пасеку с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Они приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике, и благодарили хозяина:
Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета, долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить,
малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!
Кроме освящения меда, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах». Этот обычай был настолько значимым, что принимали в нем участие и знатные люди, включая царя.
Духовенство кропило святой «иорданской» водой войска и знамена. А простой люд устремлялся к иордани, где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные
доверху серебряные чаши. А у монастырей и церквей продолжались народные гулянья — чинные, без плясок и без песен, без винопития, т.к. начинался строгий Успенский пост, который позволял употреблять только мед и квас.
|