Петров день является великим праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Согласно христианскому вероучению, апостол Петр был одним из ближайших учеников
Иисуса Христа, присутствовал при Его Преображении на горе Фавор и первым провозгласил Его Христом, сыном Бога живого. После Воскресения Иисуса Христа апостол Петр стал ревностным проповедником Его учения и возглавил одну из первых христианских общин, за что и был распят на кресте вниз головой во времена императора Нерона, около 65 г.
Апостол Павел считается Православной церковью одним из величайших проповедников христианства. Благодаря его проповедям возникло множество христианских общин по всему Средиземноморью и в Малой Азии. Павел, первоначальное имя которого было Савл, долгое время не признавал Иисуса Христа как Мессию и боролся с христианством. Однажды на пути в Дамаск он услышал с неба глас Божий, который преобразил его в верного христианина.
Его перу принадлежат 14 тезисов, которые входят в Новый Завет. Он был казнен в Риме вместе с Петром по аналогичному обвинению. В отличие от Петра ему отрубили голову. Существует легенда, согласно которой, будто бы отделившись от тела, она промолвила имя Иисуса Христа, а позже на том месте, где голова упала, появились три целебных источника.
12 июля Церковь отмечает как день общего мученичества двух апостолов. На большинстве христианских икон апостолов рисуют рядом. В современном христианстве Петр наделяется властью Божьего ключника, который управляет воротами Небесного Царства, или рая, а потому на многих иконах его изображают с ключами в руках.
Петров день является окончанием зеленых Святок и купальских гуляний.
Многие петровские песни начинаются с обращения к солнцу и Богу: «Солнышко! Петрова ночка-невеличка, солнышко...» и «Солнышко! Петрова ночка, где твоя дочка? Солнышко...», «Боже наш! Петрова ночка маленькая, Боже наш...», «Боже наш! На сенокосы медуночка, Боже наш...», «Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить...», «Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать...» и т.д.
Все это указывает на сакральное содержание и назначение этих песен.
Петровские песни поются практически на один мотив с купальскими и составляют единую жанровую разновидность, что свидетельствует об их связи в древности с единым обрядом.
Примерно 5-7 дней во время летнего солнцестояния солнце восходит и заходит в одно и то же время, в течение определенного промежутка не меняется долгота дня. Поэтому празднование языческого Купалья длилось 5-7 дней и завершалось Петровым днем. Об этом свидетельствуют некоторые мотивы купальско-петровских песен: «Перед Петром, пятым днем, девки травник собирали...», «Перед Петром, пятым днем, разгулялась Янова лошадь...» и т.д.
На то, что Петров день мог завершать Купалье, указывают и некоторые песенные сюжеты:
Ой, разгон, разгон,
Петров день,
Поразгонял девочек с гуляночки.
— Хватит вам, девочки, здесь играть,
Берите серпочки, идите рожь жать.
Скорее всего такое раздвоение языческого купальского празднования на два народных праздника произошло в течение последнего тысячелетия при активном воздействии церкви, которая не смогла ассимилировать Купалье, так же, как и Святки, в своей религиозно-обрядовой канве, а потому старалась вообще вычеркнуть его из народной памяти.
Так как в Петров день заканчивается Петровский пост и начинается мясоед, то стол в этот праздник всегда был богатый. Но только в случае, если праздник не выпадает на среду или пятницу, когда стол был постным.
Для земледельцев это было хорошее время. Лето в самом разгаре. В лесу поспевают грибы (маслята, рыжики, грузди, лисички, белые и др.), в садах — клубника, малина, смородина, на огородах — ранние овощи. Практически сразу после прошедшего Петровского поста в этот день обильно разговлялись, резали барана, птицу и готовили из них разнообразные блюда. К праздничному столу старались подать молодой картофель с укропом, свежими огурцами, салаты из свежих овощей, творог и сливочное масло. Пекли пироги со свежими грибами, ягодами, курятиной и творогом.
Так как это время обычно было жарким, то особенной популярностью пользовались холодные первые блюда и квас, сладкие блюда и напитки из ягод. Петров день являлся и праздником рыбаков, поскольку апостол Петр считался их покровителем, а потому на стол подавались и блюда из свежей рыбы.
В Петров день кумы с поклонами дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов мужа ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр. В деревнях устраивали веселую братчину. Ставили широкие столы, раскладывали угощение: жареную баранину, пироги с начинкой из баранины, ватрушки. Подавали купленное на общие деньги вино, с которого братчина и начиналась. Каждый пьющий приговаривал: «Батюшка Петр-Павел! Заткни в небе дыру, заткни тучи-облака, не лей дождем! Подай, Господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову».
Стоит сказать, что для такого совместного гуляния в Петров день существовала своя причина. Дело в том, что летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно: во-первых, она не успевала «нагулять» мясо, а во-вторых, в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. А потому, чтобы разговеться, община колола барана на всех, его хватало, чтобы зараз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. Так сама собой решалась проблема хранения: ее просто не возникало. Баранина, являясь традиционным русским блюдом, была главным угощением на петровских братчинах. Хорошим гарниром к баранине являлись брюква, репа, свекла, фасоль.
В Петров день было принято ходить в гости. Для этого родственники приезжали даже из дальних деревень. Все от души гуляли и веселились, ведь впереди вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) была трудная страдная пора.
Летний мясоед, который начинается в день святых Петра и Павла, продолжается аж до 13 августа. Но если сам праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, иначе — рыбой, а мясо начинают есть уже со следующего дня (13 июля), когда отмечается Собор двенадцати апостолов.
Петров день — не только христианский праздник, в нем отразились, как мы уже видели, древние обряды, связанные с поклонением солнцу. Особенно ярко эти верования проявлялись в деревнях южнорусских губерний. По характеру песенных мотивов, примет и поверий можно предположить, что в язычестве к этим дням приурочивались определенные древние земледельческие обряды, в которых славяне обращались к летним духам и богам с молитвами и просьбами об успешном росте и вызревании культурных растений на крестьянских полях и огородах, а также о сопутствующей удаче в работе и хорошей погоде на период сенокоса.
Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце».
Как на Троицу и Купалье, на Петров день солнце так же играет на небе, переливаясь разными цветами. Об игре солнца крестьяне говорили: «Солнце то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными цветами вместе».
По своему характеру гулянья Петрова дня носили ярко выраженный любовно-брачный характер. Так, например, в некоторых районах ожидание солнца сопровождалось игрой «в свадьбу». При этом «жениха» выбирали среди парней, а «невестой» становилась бойкая женщина средних лет. Их сажали на два колеса, и начиналась «свадьба», причем разыгрывались все этапы от сватовства до венчания. При этом с восходом женщины стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и в одних рубахах бегали по деревне, преследуемые парнями. А девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали. Такая брачно-эротическая тематика была свойственна всем празднествам в честь великого солнца, дающего жизнь.
Отдельно нужно сказать, что главной особенностью петровского праздника были и так называемые бесчинства молодежи. В это время молодежь бегала по деревне и вокруг нее с шумом, грохотом, криком, перегораживала улицы украденными у хозяев предметами: боронами, ушатами, бочками, выдернутыми из изгороди кольями, забирала все, что не было убрано с улицы, залезала в огороды, вытаскивая овощи. Подобные бесчинства парней и девушек, по мнению многих ученых, носили ритуальный характер и были связаны с изгнанием нечистой силы.
Во время празднества Петрова дня была заметна явная перекличка с обрядовыми действиями Семика — Троицы, Петровского заговенья, Иванова дня. Еще в глубокой древности это был единый, длившийся несколько дней праздник, связанный с летним солнцестоянием. А введение Православной церковью Петровского поста, начинавшегося уже через неделю после Троицы и длившегося вплоть до Петрова дня, разорвало на
части этот некогда единый летний цикл языческих празднеств. У славян Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени.
Согласно русским поверьям, в Петров день св. Петр якобы «оплевал» листья, а потому после этого дня уже больше не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п. Люди верили, что после Петрова дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти.
В Петров день девушки ходили в лес «кумиться» с парнями, что было своеобразным продолжением троичных гуляний. В некоторых районах это напоминало вечеринку, которую устраивали в том доме, где до этого собирались зимой, Кумование проходило следующим образом. Вечером накануне Петрова дня девчата приносили к хозяйке дома сыр, масло, молоко, яйца, сало, муку на блины. После чего хозяйка с одной девушкой готовит, а оставшиеся поют песни и танцуют под частушки. Парни приносят водку. Приглашаются музыканты, вечеринка проходит с танцами и песнями всю короткую ночь, молодежь расходится по домам уже утром на второй день.
В некоторых районах кумование с парнями делалось в лесу. Здесь разжигали костер, у которого угощались водкой, блинами и яичницей. Принимали участие в такой вечеринке и женщины наравне с девушками. А вот если туда пожелал явиться мужчина, то женщины срывали с его головы шапку и бросали ее в огонь.
На Петров день было принято ходить на кладбище навестить могилы предков, на которые приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день св. Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Славяне верили, что в Петров день св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками. При этом, если чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишался яблока. Существовал целый ритуал, который соблюдали все женщины, потерявшие своих детей. Так, в Петров день они, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, устраивали угощение для соседских детей. В некоторых районах в Петров день совершали коллективное заклание животного. Обычно это был вол, петух и др., и следовало пиршество.
На Петров день молодожены посещали родителей невесты. А поскольку на Петров день кончался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят «на сыры». На этот день отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли, которые и дарил ей в Петров день, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе.
|