Народ говорил: «Не болела, а белый саван надела», «Белая лебедь на яйцах сидит», «Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем».
Зимой у крестьян начиналась пора отдыха и одновременно с тем подготовки к будущему весенне-осеннему циклу работ на благо грядущего урожая. В это время года крестьяне выходили в поля, для того чтобы выставить щиты, сплетенные из лозы и кустарника, если для задержания снега, то их ставили поперек ветра, если же наоборот (для уменьшения количества снега на полях) — то вдоль. Таким образом, снег либо накапливался, либо ветер сдувал его с полей. При этом крестьяне считали, что если снег ляжет на незамерзшую почву и в сниженных местах, то происходит испарение и вымокание озими.
Однако с декабря по март основная работа крестьян переходила в дом. Длинными зимними вечерами горела лучина. Мужчины находили занятие, которое было связано с мелким ремеслом, ремонтом. В эти дни плели лапти, ремонтировали конскую упряжь, резали ложки, свозили домой заготовленное летом сено, дрова. Женщины же после сидения за гребнем или пряслицем брались ткать материю. Раньше эти правила были
обязательными практически для каждой крестьянской семьи.
Празднованию Святок предшествовал праздник, который так или иначе был связан с ними. Так, 19 декабря отмечался важный праздник в народно-православном календаре — Никола Чудотворец, Микола зимний, холодный.
Это был один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 г. в древней Ликии, в турецком городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. При крещении он получает христианское имя Николай, что значит «победитель народа», и избирается епископом портового города Мир, почему его и называют Мир-ликийским.
Николая Чудотворца чтили и чтят как второго после Бога заступника человека. Причем во всем христианском мире. Он прославился как великий угодник (помощник) Божий. При своей жизни он сотворил много чудес, однако немало чудес происходило и происходит уже после его смерти. К нему обращаются за помощью и поддержкой моряки, путешественники, дети и те, кто находится в заключении, т.к. он не отказывает в помощи никому.
Согласно легенде, в родном городе Николая-угодника жил некий богач, имевший трех дочерей-красавиц. Богач разорился и впал в такую нищету, что решил предложить своим дочерям заработать на пропитание своей красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай подкрался ночью к дому несчастного отца и незаметно подбросил в окно мешочки с золотом. Отец трех девушек воспринял это как чудо и на ниспосланные деньги удачно выдал дочерей замуж.
Естественно, что после такого поступка святитель Николай в народном представлении стал устроителем всякого счастья. Отсюда повелось обращаться к Чудотворцу перед заключением брачного союза с просьбой сделать его крепким и благополучным. Благодаря этой истории появился и стал традиционным обычай делать незаметно рождественские подарки. И главным поставщиком подарков сделали святого Николая. Тут нужно сказать, что в переводе на голландский язык это имя звучит как Санта Клаус. В рождественскую ночь он, пока его никто не видит, проникает в дом и оставляет под елкой мешочек с подарками. Так как основными любителями подарков были и остаются дети, то с давнего времени Николай-угодник считается их покровителем. Так, в Нидерландах до сих пор существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне и раздает подарки хорошим детям. Так же считают и в других странах, где исповедуют христианство. Дети в новогодний или рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания, что же им подарит «добрый дедушка святитель Николай».
Однако не только подарками знаменит Николай Чудотворец. Так, во время его плавания в Палестину к святым местам разыгрался страшный шторм, который грозил потопить корабль. Когда моряки пришли в ужас и обратились с мольбою к святому угоднику, он встал на колени и обратился с горячей молитвой к Богу. В тот же момент буря чудесным образом утихла, и жизнь мореплавателей была спасена. Поэтому моряки считают Николая Чудотворца своим покровителем. По этой же причине они зажигают ему свечку перед плаванием, молятся ему в бурю и шторм.
В том же плавании один из матросов взобрался на мачту, но, спускаясь, сорвался и, упав на палубу, разбился насмерть. Однако Николай-угодник силой своих молитв и возложением рук вернул моряка к жизни, что было воспринято как чудо. А потому морские врачи наравне с моряками почитают святого Николая и считают его своим особым покровителем. К нему обращаются за помощью в сложных ситуациях в открытом море, когда помощи ждать неоткуда.
После прибытия корабля в египетский порт Александрию моряки тут же разнесли весть о чудесном целителе. К Николаю Чудотворцу потянулись страждущие. Стремясь помочь всем, кто к нему обращался, святой Николай занимался врачеванием недугов местных жителей и подавал утешение в их душевных скорбях. Причем не останавливался только в Александрии, но повсюду давал силы немощным. А люди молились за этого праведника, прося у Бога для него здоровья и долгих лет жизни.
Кроме того, святому Николаю удалось чудом избавить от смерти трех мужчин, неправедно осужденных корыстолюбивым начальником, чудесным образом спасти город Мир от голода.
После смерти Николая объявили святым. И сегодня к нему обращаются все верующие.
На Руси также почитали святого Николая и молились ему. Он считался особенным небесным заступником для воинов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под кольчугой, на которых имелось изображение святого Николая.
На Руси в этот день старались продать излишки хлеба. Со дня Николая Чудотворца молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам. Для этого они договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы. Заготавливали дрова и лучины, шили костюмы и делали маски для ряженых.
В Европе в средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, тем более что так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, но основное его имя — Санта Клаус, или, как уже говорилось выше, святой Николай.
Раз уж речь зашла о Санта Клаусе, то стоит рассказать и о том, что сам костюм, в который должен был быть одет Санта Клаус, возник не сразу. Сперва его изображали в плаще. А к началу XIX в. голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. Уже в конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом, а в 1860 г. американский художник Томас Найт украсил Санта Клауса бородой, а англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
Дед Мороз на Руси долгое время был жестоким и даже злым духом. И только потом, с приходом христианства, его стали считать добрым и приносящим подарки. И с этим Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
Наступающие декабрьские и январские праздники, такие как Новый год и Рождество, оказались включенными в цикл святочных праздников, но не растворенными в нем. Они выделились в самостоятельные праздничные дни, такие привычные и родные. Святки, или Коляды, длятся не один день. Если переносить на современный календарь, а еще лучше взять церковный, то они охватывают Рождество Христово, день Василия Великого и Крещение Иисуса. А еще, как говорилось ранее, и Новый год.
Святочные праздники иначе еще назывались зимними русалиями. Они отмечались с 24-го на 25.12 по 7.01 — Рождество Христово, или Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень. С 1.01 по 14.01 — Святые вечера св. Василия Великого, Васильев день, Новый год. С 6.01 по 19.01 — Страстные вечера, Крещение — Богоявление, Велесов день.
Ночь с 24-го на 25 декабря (по старому стилю у православных и по новому — у католиков) являлась Рождественским сочельником. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества — Святки. В Рождественский сочельник не принято было принимать пищу до первой звезды.
Да и сам торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе — кутья. Это была каша, приготовляемая из пшена и ячменя. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из пшеничного теста. В основном это были фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Их ставили на окна и столы, посылали в подарок родным. Эти фигуры хозяйка должна была хранить до Крещения, в Крещение же после водосвятия размочить в святой воде и дать скоту. Уже после серьезной части, представляющей собой молитву, и после появлении долгожданной звезды на небе за домашним столом начиналось само святочное веселье. Славяне на этот счет говорили: «Пришли колядки — блины да падки (оладьи)». Иначе говоря, наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
И все же блюда обязательно должны были быть постными, такие как квас с грибами, овсяный кисель, отвар из сушеных яблок. Ужинать садились при первой звезде, зажигая на кутье овечку. Под скатерть подстилали сено или солому. Это напоминало о том, что Иисус родился в хлеву. Однако многие этнографы считают, что сено подкладывали и в языческое время как признак плодородия.
Считается, что до принятия христианства Святки являлись торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). Некоторые ученые считают это слово производным от старославянского «свиатки» — души предков. В любом случае святочные обряды в древности представляли собой целый цикл заклинаний на весь год, включающий праздники, песни, стихи, загадки, приметы и гадания о будущем.
Святки начинались с праздника Коляда. У древних славян это был праздник родившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду всегда жгли костры, причем зажигали древним способом. Это был священный огонь, который горел 12 дней. Вокруг него плясали с приговорками и песнями. На завершение праздника с гор скатывали горящее колесо.
У болгар декабрь называли коложег, т.е. месяц сожжения солнечного колеса.
|