После перехода славян к земледелию одну из важнейших ролей в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Очень многое в этом культе славян было заимствовано у соседних восточных кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни.
|
|
Так, несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Даждьбог — бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия, бог лета и счастья. Также известен, как Щедрый бог. Символ — солнечный диск.
Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он — веселый бог, и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается, а зло наказывается. Наконец, он является покровителем
двенадцати знаков зодиака и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами. Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того как день проходит, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянет дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары.
Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда, Звезда-Денница и Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога. |
|
|
|
Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был Хорc. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от вечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце — только воплощение света»).
Хорc, чье имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым
диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса. |
|
|
|
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симорг) — крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик. Представление о Семаргле — защитнике посевов — как о чудесной собаке легкообъяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. |
|
|
|
Культ Рода и Рожениц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того, эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь, согласно верованиям древних славян, именно он посылает с небес на землю души рождающимся детям. |
|
|
|
Рожениц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада — ласковое обращение к супругу.
Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля — дочь Лады, младшая Роженица. Леля — богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять» . Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах — будущем урожае.
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Роженицам — спутницам Рода.
Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживается у поляков вплоть до XV в. В древности такой обряд был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Ее имя повторялось в припевах песен: «Ой, Ладо!» Ладу называли матерью Лелевой.
Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля»,«лялька» — кукла и обращение к девочке; «люлька»; «лелеко» —аист, приносящий детей; «лелеять» —заботиться о маленьком ребенке.
Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали ей на голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю. Затем девушка — «Леля» — одаривала подруг заранее приготовленными венками.
|
|
|
|
К древнейшему земледельческому культу матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокши) — богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще. Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. |
|
|
|
Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос) — Бог торговли и зверей. Также известен как хранитель стад. Символ — сноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения: вол, зерно, пшеница, кукуруза. Велес — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и следит за тем, чтобы обещания исполнялись. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом войны, он привлек Велеса быть своей правой рукой и советником.
А еще Велес — защитник всех прирученных зверей. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, а с развитием у славян земледелия становится богом урожая, по-прежнему оставаясь богом мертвых. Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В Древней Руси Велес был покровителем купцов. Изображался Велес в обличье бородатого пастуха. |
|
|
|
Во многом схожа с Велесом Морена (Марена) — богиня мира мертвых (ее имя имеет общий корень со словами «смерть» и «мор») и плодородия земли. След ее культа у славян прослеживался до недавнего времени. Мареной называли соломенное чучело — олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Представления о Морене как царице иного мира, подательнице благ, сохранилось и в русских сказках, где она называется златокудрой царевной Марьей Моревной. |
|
|
|
Берегини связаны со словами «беречь», «оберегать» — добрые, помогающие человеку духи. |
|
|
|
|