Зеленые Святки являлись также временем, когда леса и поля, по преданию, наполнялись русалками. В народе считалось, что духи рек и озер — русалки — в этот день покидают воду и что русалки (навки) — души девушек, умерших
до брака, пребывают на земле в течение русальной недели и возвращаются по ее завершении на тот свет.
Русалка
Как и другие ходячие покойницы (нежить), русалки считались очень опасными для живых людей. Рассказывали, что они, подобно ведьмам, могут принимать разные обличья, как и оборотни, летать из дома в дом через трубу и пр. Ауканьем и смехом заманивают они к себе людей и могут защекотать до смерти.
В качестве оберегов от этой нежити использовали те же приемы, что и от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Кроме того, прибегали еще и к народным средствам — использовали полынь, хрен, чеснок, траву «заря». На русальной неделе также, как и во время самой Троицы, проводились чествования предков.
Причем эти дни были связаны с образом русалки, прошедшим большой путь трансформации от воплощения плодородия («толстая баба стоит во ржи») до христианизированного представления о безвременно умерших некрещеными детях и девушках. Образ русалки весьма противоречив. Русалка может способствовать урожаю, стремиться делать добро людям, а может быть воплощением враждебных намерений, в особенности по отношению к молодым.
В течение русальной недели запрещалось купаться, так как считалось, что русалка может затянуть на глубину или в омут. И все же был такой день среди недели, когда ни русалки, ни лешие, ни водяные не могли навредить человеку, — это Духов день.
С русальной неделей связано много обрядов, призванных защититься от злой силы и предохранить урожай от засухи.
Для этого деревенские девушки и парни приходили в лес, где плели венки и вешали их на березы. В песне, которая сопровождала этот языческий по своей сути обряд, уже ощущается сильное влияние церкви, так как девушки оберегаются от русалок не только венками, но христианским вероисповеданием:
На гнилой колоде,
На белой березе Русалки сидели,
Суки вязали. Да на тех суках
Русалки зазывали. Красные девицы
Шли веночки вязать.
Просили русалки
У девок сорочки:
— Девочки подруженьки,
Дайте нам сорочку,
Хоть же бы худую
Да льняную.
Чтобы она тоненька
Да была б беленъка!
— Мы вам не подружки,
А мы христианки;
Мы веночек совьем,
От вас отрекаемся,
От тех людей — От русалок.
Вы нас позовете,
Мы от вас отшутимся.
Главным моментом русальной недели являются проводы русалки.
Во время исполнения этого обряда выбирали девушку, которую переодевали в ритуальную одежду — андарак. Ей распускали косы, плели венок из васильков, хмеля, звездочек. Венок должен был быть большим, а потому его плели все участницы обряда. После того как его наденут русалке, ее ведут в поле и поют, барабанят в доски, заслонки и жгут огни. А затем снимают одежду, венок и пихают в рожь, убегая от нее как можно быстрее. В то же время сама русалка голая бежит за ними и хлопает в ладоши. Причем бежать нужно было быстро, чтобы русалка не догнала и не защекотала насмерть или не затянула в реку. Во ржи девчата жгут костер и прыгают через него. На этом же костре сжигают и сорванный с русалки венок. В этом случае венок исполняет ту же роль, что и чучела или соломенная кукла во время Масленицы.
При сравнении этого ритуала с обрядами вызова дождя, изгнания болезней-эпидемий, защиты деревни от холеры, чумы, когда в них участвовали раздетые догола вдовы и сироты с распущенными волосами, становится более понятным весь охранно-магический смысл проводов русалки. Ведь во всех этих случаях также барабанят в заслонки, доски, жгут огни, делают как можно больше шума, хлопают в ладоши.
После проводов русалки в рожь девушки возвращались на место, где плели венки и последний раз «пели весну», водили хороводы. Чаще всего на всех девчатах, участвующих в ритуале, были венки, в которые вплетали рожь. Проводив русалку, девушки бросали свои венки в рожь или в свои огороды для хорошего урожая огурцов, капусты, картошки и других овощных культур.
В случае, если во время совершения ритуала девушки бросали свои венки как можно дальше в рожь, на следующий день, во вторник, каждая девушка должна была прийти ко ржи, найти там свой венок и отнести его на огород. Уже на огороде она разрывала его и осыпала гряды. Считалось, что после этого на капусте не бывает червей. В некоторых районах для этого ритуала делали чучело русалки из соломы, похожее на человека. После того как все венки будут надеты и соломенное чучело уже готово, девушки бежали вполе с русалкой и пели:
Проведу я русалочку к бору,
А сама возвращусь до дома.
Чтоб русалочка по ржи не ходила
Да нашей ржи не ломила.
Наша рожь тоненькая,
А в колосочку толстенькая...
А когда добегали до поля, все шли по границе и, выбрав место далеко от деревни и засеянного поля, раскладывали огромный костер и бросали в него чучело. Это чучело русалки, сделанное из соломы, являлось символом враждебного человеку начала и сжигалось на костре. В то время как живая русалка, облаченная в зелень, провожалась в рожь, прогонялась в бор, сорванная с нее зелень должна была принести благополучие домашнему хозяйству.
Чучело русалки изготавливали из снопа соломы — вниз колосом, вверх корнем. Его перевязывали красным поясом, вырезали шею, голову, надевали чепец, юбку, делали руки, которые обматывали платками, на шее завязывали красный платок, спереди подвязывали красный фартук, рисовали красками лицо.
Пока не начало темнеть, чучело русалки прятали в кладовой, а потом доставали и несли, держа под руки, на холм. Здесь девушки брались за руки и водили хоровод. Вместе с собой они водили и «русалку». А когда совсем темнело, ее несли по селу плетенкой. Для этого две передние девушки становились и поднимали руки, а третья шла с ними под руки и вела за собой оставшихся. После этого те, кто оказывался впереди, тоже поднимали руки и стояли, а шли те, кто стоял в начале. Русалку доводили до ржи, после чего бросали там вместе с одеждой, а сами убегали, чтобы она не могла догнать. В середине села они останавливались и снова начинали водить хоровод.
Перед тем как отправиться провожать русалку в рожь, девушки пели «Василька»:
Ой, Василий ты той,
Василечек, Василечек, Василечек!
Березовый мой цветочек,
Березовый мой цветочек,
Мой цветочек, мой цветочек!
Иногда тебя я садила,
Я садила, я садила!
Вторым иногда поливала,
Поливала, поливала!
Третьим иногда срывала,
Срывала, срывала!
Сорву цветок, совью венок,
Совью венок, совью венок!
Свив венок, пойду в хоровод,
Пойду в хоровод, пойду в хоровод!
А в том хороводе мой нелюбимый,
Мой нелюбимый, мой нелюбимый!
Мой нелюбимый в скрипку играет,
В скрипку играет, в скрипку играет!
Его скрипка лубяная,.
Лубяная, лубяная!
А смычок из лыгочек,
Из лыгочек, из лыгочек!
Его глазки закрылись,
Закрылись, закрылись!
Его ножки подломились,
Подломились, подломились.
Его ручки опустились,
Опустились, опустились.
Причем эту песню пели трижды, а после вели русалку в рожь. Считалось, что во ржи русалка погибает, ведь вся одежда на ней является поганой.
Поведу русалку из бора к бору,
Рано, рано из бора в бор.
Из бора в бор, в зеленую дубраву,
В зеленую дубраву, в ядреной ржи.
В ядреной ржи там русалке жить,
Рано, рано там русалке жить.
У славян существует довольно много страшилок, связанных с русалками: «Малыши дети идут, а за детьми — русалки. «Убегайте!» — говорит мать. А каковы же те русалки: с черной головой... волосы распущенные и груди железные... баба железная с большими грудями, рожь, горох караулит...»
Существуют интересные тексты, в которых русалки противопоставляются жницам:
Проведу русалку, проведу,
Да и осинкой заломлю.
Проведу русалку до бора,
А сама возвращусь домой.
Проведу русалку в щедрый бор,
А сама возвращусь в папин двор.
Вам, русалочки, веночки,
А нам, невестам., серпочки.
Вам, русалочки, в земле спать,
А нам, невестам, рожь жать.
Существовал такой обряд, когда девушки заранее плели венки и несли их на кладбища и вешали на кресты. Здесь появлялась русалка с расплетенными длинными волосами. На ее голове венок из живых цветов, зеленое убранство из веток березы, осины, переплетенных ромашками и васильками. Ее фигура кажется фантастической, волшебной, нереальной, а потому девчата испуганно разбегаются, а парни начинают ловить русалку. Она пробует исчезнуть среди крестов и деревьев, но ее все-таки ловят. К этому времени возле могил собираются все деревенские. Они ждут, пока выведут пойманную русалку, и на горе начинают водить хороводы, после чего ее всей деревней ведут в рожь.
В некоторых районах русалку ведут в рожь хозяина, который подготовил помазки с дегтем. В данном случае русалку ловили, привязывали к дереву или столбу и обмазывали дегтем, чтобы она рожь не топтала.
Русалка, которую ловили на кладбище, была воплощением предков. Люди ощущали перед ней страх. Она хочет приобрести человеческий облик, но люди не понимают этого, потому поют:
Проведу русалку в лесок,
Пускай ее там съест волк.
После этого девчата с веночками на голове, пока женщины молятся в часовне на кладбище, водят вокруг русалки хоровод и поют:
Ах, моя русалочка, летний мой цветочек,
Возьми себе девочек в хоровод.
А среди тех девочек молодожен-голубчик,
Молодожен-голубчик — золотой перстень.
А друга голубка — Анночка-молодка,
А третий голубчик — Иван-камолович.
А по той дощечке три голубки прыгают,
Тот же первый голубок — золотой перстень,
А друга голубка — Анночка-молодка,
А третий голубчик — Иван-камолович.
Девчата берут русалку под руки, и шествие с песнями, музыкой, танцами через всю деревню направляется к речке. Там девчата ворожат на снятых с крестов на кладбищах веночках. Если веночки сойдутся — замуж выйдет. Здесь русалку омывают и ведут в рожь. Она сбрасывает с себя зеленую одежду, а люди хватают ее, бегом несут в свои огороды и бросают на грядки.
В этот же момент парни гоняются за русалкой по ржи, пока она не убегает от них в лес. Деревенские возвращаются в центр деревни и долго еще поют песню «Калинка-малинка», частушки, водят хороводы «Завили веночек», «В огороде Ярь», танцуют.
|