На Руси Пасха сопровождалась не только церковно-православными обрядами, но и обрядами, которые пришли из языческих времен.
Так получилось, что Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. Еще во времена язычества к этому дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Они символизировали цветы Ярилы-бога. Эти яйца потом раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой, на которую потом клали яйца. К этому же дню приготовляли всякие яства, смысл которых заключался в приходе весны, тепла, огня, жизни, любви.
|
На Руси Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим и т.д.
Празднование Воскресения Христа совпадает с воскресением природы и обновлением жизни. И так как русская весна отличается необыкновенной нежностью и теплом, то Пасха символизирует саму благодать жизни, является символом вечной жизни. Потому церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Как говорится в Евангелии, Сын Божий был осужден на смерть в пятницу через распятие его на кресте. А в субботу последователи Иисуса Христа выпросили разрешение на его захоронение и перенесли тело в пещеру, завалив вход огромным камнем. В воскресенье, когда Матерь Божия со своими подругами пришла сделать соответствующее убранство его посмертного ложа, ангел в белой одежде объявил ей и женщинам, что Иисус Христос воскрес. Именно отсюда берет начало праздник светлого Воскресения, или Пасхи. В воскресенье (в полночь с субботы на воскресенье) в церквях и костелах трижды делается обход вокруг храма, после чего священники торжественно провозглашают: «Христос воскресе!» В течение воскресенья и следующих двух дней все христиане, встречаясь со своими знакомыми, родными, друзьями, здороваются со словами «Христос воскресе!», на что отвечают «Воистину воскресе!» и троекратно целуются. |
К празднованию Пасхи церковь начинает готовиться заранее. Так, предпасхальная неделя расписывается буквально по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни. Последнее воскресенье перед Пасхой называлось Вербным. В этот день в церкви освящали ветки распущенной ивы, которой били друг друга, приговаривая: «Ива бьет, не я бью, через неделю — Пасха. Будь здоров, не умирай, Пасху подожди, уже недалеко красное яичко. Будь здоров, как вода! Будь богат, как земля!»
Освещенным веткам ивы, как и громничным свечкам, на весь год придавалось магическое значение.
Так, чтобы защититься от молнии, все члены семьи съедали по одному кусочку освященной ивы, а хозяин с заговорами обходил, стегая, всех своих родных и животных, постройки и ульи, огород и поле. В этот день посещали могилы предков. Остатки ивы сохранялись до следующего Вербного воскресенья.
Одним из важных дней, которые предшествуют Пасхе, является чистый четверг. В этот день старательно прибирали в доме, мыли пол, окна, белили или оклеивали обоями дом, мылись в бане. А в субботу спозаранку вешали на окна новые занавески, а на иконы — набожники, замешивали тесто на пироги и после обеда разжигали печи. В этот день каждая хозяйка готовила праздничные блюда: жарила мясо, колбасу, варила луковую шелуху и красила в ее отваре пасхальные яйца.
Во многих местностях России день Воскресения Христова называется Великим днем, поскольку считалось, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.
Празднование Пасхи начинается с вечера и ночи Великой субботы. Оно представляет собой чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Чтобы попасть в храм на ночное бдение, или всенощную, православные люди из окрестных деревень приходили загодя. Опоздавшим приходится располагаться вокруг церквей в ожидании крестного хода.
В Малороссии вокруг церквей разводили костры, которые горели всю ночь. Это касалось не только деревень, но и городов. В них все было заполнено огнями, и даже на вышках колоколен церквей горели зажженные факелы.
И только после того, как раздавался первый благовест большого колокола, все оживали в предпраздничном подъеме. Люди зажигали свечи, и начиналось богослужение. Для этого духовенство одевалось в светлые ризы с крестами, с хоругвями, в руках у них были иконы. И в этот же момент голос церковного хора возвещает всем великую радость: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах».
В некоторых местах, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отверзал их крестом. При этом певчие пели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровав» . Этот обряд сохраняется до сих пор в церковном обиходе.
Точно так же, по старому уставу, протопоп читал по 3 песни канона толкового Евангелия. В это же время сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику. Он прикладывался к иконам, которые они держали, целовал их и давал по два яйца. Уже после выхода из алтаря сам, в свою очередь, получал от людей по яйцу. В старину благословение получали согласно сословию и достатку семьи.
В народе по поводу предпасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскресение Иисуса Христа, существовало довольно много примет, суеверий, обычаев. Так, по мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы. А потому с заходом солнца мужики и бабы боялись выходить на улицу. В каждой кошке, собаке или свинье они видели оборотня, черта, прикинувшегося животным. И все же находились такие смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждали, например, что, если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму. А если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака. В пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их. Для этого нужно взять заговоренный творог, встать с ним у церковных дверей и держаться за дверную скобу. Когда ведьмы будут проходить, то по хвостам их можно сосчитать всех до единой.
Считалось, что в первый день Пасхи, как потом и на Купалье, солнце, когда восходит, «играет»: растягивается то в длину, то в ширину, принимая эллиптическую форму, распадается на несколько маленьких солнц. Чтобы увидеть это, люди взбирались на звонницы церкви, на холмы, на крыши домов, ибо стать свидетелем такого чуда было к добру, счастью и зажиточности, к исполнению самых невероятных желаний. На второй неделе Пасхи принято посещать кладбища — ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива. К этому дню относится пословица: «На Раду пану утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», означающая, что после Пасхи вплотную приступают к сельскохозяйственным работам в поле.
На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. А старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. В то же время молодые стараются взобраться на крыши, чтобы встретить солнце.
Существует множество самых разнообразных обрядов, так или иначе связанных с пасхальной службой. Так, во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут:
«Воскресение Христово!
Пошли мне жениха холостого в чулочках да в порчонках!»
Или
«Дай Бог жениха хорошего в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»
При этом практически все девичьи пасхальные приметы были об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха — к свиданию, губа чешется — к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым.
Готовясь к будущему замужеству, девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной; становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т.п.
На Пасху девчата гадали на будущей судьбе, перепрыгивая через сани. Считалось, что кто сможет перескочить, к той осенью приедут сваты, а кто не сможет — будет ждать до следующего года.
В некоторых районах, когда возвращались со всенощной, придавали значение тому, кто первым войдет в деревню и раньше других придет в свой дом. Считалось, что у того будет большой урожай на поле, и он раньше других окончит осенние полевые работы.
А еще, когда ехали на лошадях, старались опередить один другого. Люди верили: чья лошадь будет быстрее, тот весь год будет и дальше обгонять всех соседей.
В первый пасхальный день не топили печи, а тех, кто нарушал это правило, пугали, что летом его хозяйство может сжечь молния.
В некоторых деревнях существовало поверье, что если на приветствие «Христос воскрес!» не ответить, а задумать желание, то оно обязательно сбудется.
Остатки праздничной трапезы никогда не выбрасывались, а закапывались в поле. Считалось, что это будто бы содействует хорошему урожаю и предохраняет его от града, бури и злых колдунов.
Считалось, что в первые дни после своей смерти, от Пасхи и до Вознесения, Иисус Христос ходит по земле среди людей и чаще всего в виде нищего. А потому в это время к нищим, калекам, старцам относились особенно лояльно и сочувственно, наделяя их едой и другой милостыней. Безразличие к таким людям считалось большим грехом.
Конечно, предпасхальную ночь с ее мистическим смыслом каждый хотел обернуть на свою корысть, тем более в народе считалось, что, поскольку Пасха является величайшим христианским праздником, высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание человека, которое будет произнесено прямо на заутрени. И если о просьбах девушек было уже сказано, то, например, охотники этот момент использовали так: как только в первый раз запоют «Христос воскресе», они стреляли в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и тем самым обеспечат себе удачную охоту в течение года.
Не упускали своего счастливого момента и воры. Для того чтобы заполучить удачу на весь оставшийся год, они старались во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви и при этом так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Считалось, что тогда можно смело воровать целый год, и никто тебя не поймает.
Не отставали от воров и профессиональные картежники. У них тоже были свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы. Так, когда в первый раз запоют «Христос воскресе», надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «Воистину воскресе» сказать попу «винный туз здеся».
Неплохо также, отправляясь в церковь на заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз — «Тузы здеся». Это, конечно, являлось святотатством, но, по убеждению игроков, могло приносить несметные выигрыши, причем до тех пор, пока святотатец не покается.
Как уже говорилось, у крестьян существовало поверье, что на Пасху «играет солнце». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна, дождь — дождливую весну; кто на первый день Пасхи что-либо разобьет — умрет в тот год.
Богослужения в пасхальную ночь заканчиваются около четырех часов. И по окончании всенощной священники освящают пасху и все то, что было принесено из дома. В больших населенных пунктах этот христианский ритуал повторяется несколько раз в течение всего воскресного дня.
В эту же ночь те, кто оставался дома, тоже старались бодрствовать. В домах до утра горел свет, зажигали свечки перед иконами, молились Богу, рассказывали библейские сюжеты о жизни Иисуса Христа, святых апостолов и других святых.
После всенощной спозаранку все, кто провел эту ночь в церкви, спешили в свои семьи. А дома каждая хозяйка накрывала праздничный стол, за который садились, предварительно помолившись Богу. Ведь только сейчас впервые после долгого семинедельного поста можно было вволю полакомиться разными блюдами. Есть начинали с освященного яйца, соли и пирога, а после выпивали по рюмке водки и вкусно завтракали.
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.
Пасха являлась праздником радости Воскресения, а потому люди в этот день были готовы передавать ее каждому знакомому. Так и христиане от избытка радости взаимно обмениваются при встрече поцелуями, выражая братскую любовь словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Кстати, этот обычай христосования и одаривания яйцами — отличительная особенность празднования Пасхи на Руси.
На Пасху практически всюду всем мужчинам и парням разрешалось звонить в колокола, а поэтому стоял беспрерывный колокольный звон, поддерживающий радостное, праздничное настроение.
В этот день в витринах магазинов детям на радость появлялись карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым, то зеленым, то желтым атласным цветом.
«Праздник Величко с красным яичком» — так говорили в народе. Действительно, яйцо является очень важным атрибутом пасхальных дней. Оно символизирует, с одной стороны, мировое пространство, нашу галактику, а с другой — круговорот и бесконечность жизни, начало всякого возрождения к жизни. Как и большинство других славянских народов, наши предки окрашивали пасхальные яйца в зеленый, голубой, красный, желтый цвета, украшали разными символическими узорами и цветами. Такому яйцу придавалась магическая сила. С ним выгоняли первый раз на выпас животное, чтобы предохранить его от злых колдунов, или зарывали в первую борозду и т.д.
Традиция одаривать друг друга на Пасху праздничными яйцами берет свое начало в язычестве. С принятием христианства эту традицию переосмыслили под новую религию.
Для празднования Пасхи было принято собираться всем родственникам в одном месте, и все приносили с собой крашеные яйца.
Так повелось, что за курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой, наблюдали, и яйца собирали специально на Пасху для игры. Одна из любимых пасхальных игр — яичные бои или катание яиц.
При этом даже разговор перед началом игры имел некоторую игровую форму:
«— Ну что, будем биться?
— Будем, но раньше дай попробовать.
— Ой, очень же твое сильно, пойду далее.
— Так, может, поменяемся?
— Не, давай тогда лучше своими.
— А у тебя не смолянка (залито смолою)?
— А у тебя не от цесарки яйцо (порода маленьких кур)?
— Не, ну так держи, буду бить.
— Не, ты первый держи, а потом я...»
Вначале идет своеобразный торг, который
может быть довольно длинным. И вот развязка — один бьет первым. И тот, чье яйцо треснуло, отдает «битку» победителю. Конечно, случались и подделки из воска и олова, но, когда обман раскрывался, автора ждала очень суровая кара.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы, чтобы легко разбивали другие яйца, а сами оставались целыми.
Игра в катание — больше детская забава. Во время такой игры с горки или по подвешенной с одного бока доске пускают яйца, и если одно яйцо дотронется до катящегося впереди, то его забирает хозяин последнего яйца.
А еще для детей устраивалась «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.
Всю Светлую неделю стол оставался накрытым. За столом часто играли в палиндромы — слова-перевертыши, одинаково читающиеся слева и справа. Самый удачный пасхальный палиндром приписывают пианисту В.В. Софроницкому: «Сенсация! Поп яйца снес!»
Катание яйца
Большой популярностью как у детей, так и у молодежи во время празднования Пасхи пользовались качели. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте — в основном на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п. — заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски, возводились общественные качели.
На качелях катаются решительно все. Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями. На этот счет даже были свои песни-заговоры:
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не бывает!
На Святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Начиная с Пасхи, гуляния происходят на открытом воздухе. Собираясь в группки, молодежь пляшет, водит хороводы, затевает игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.
Начинались они всякий раз по-разному, например, на середину лужка выходит юноша-запевала и с помощью других начинает песню:
Ты, Феденька, поди к нам,
Ехремыч, приступись!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
При компаньи мало стало,
Веселиться не с кем стало!
Ой, братцы, мало нас,
Ой, дружки, немножко!
И так до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. После этого таким же образом вызываются девушки. Затем, взявшись за руки, все вместе образуют круг, который движется то в одну, то в другую сторону, и все поют:
У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня вороного.
Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.
После этих слов играющие целуются.
Одним из красивейших событий празднования Пасхи является обход дворов своей и даже соседних деревень гурьбой и распевание торжественных поздравительных песен. Такой обход дворов очень напоминал праздничное колядование. Песни посвящались хозяину, хозяйке, парню, девушке, бабушке, всем остальным родственникам. Обычно возглавлял шествие начинатель-запевала с могучим голосом, который пел основной текст, и подхватчики, что пели магические припевы-закрепления после каждой строки. Кроме певчих, были музыканты, играющие на бубне, скрипке, цимбалах, дудке, и мехоноша, который собирал жертвоприношения солнцу.
Эти пасхальные «колядования» начинались со слов:
— Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днем
С Христовым днем, красным яйцом!
В том селе лежат брусья,
Лежат брусья тесовые,
Тесовые, дубовые.
На тех брусьях сидят мужи,
Сидят мужи, мужи честные,
Радят раду, раду добрую:
Ну-те, братцы-товарищи!
Дожидаемся мы двух праздников,
Двух праздников веселеньких:
Первый праздник — свет Егорий,
Другой праздник — свет Никола,
Свет Егорий с шелковой травой,
Свет Никола с засевочком,
С засевочком с овсяненьким.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Будем радить раду добрую:
Кому у нас, братцы, запахивать,
Запахивать и засевать?
— Запахивать пану Ивану, Засевать его брату!
Или:
И не шум шумит, и не гром гремит —
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички.
Христос воскрес на весь свет!
Это не волочебнички — разбойнички.
Христос воскрес на весь свет!
— Хозяинушка ты наш, батюшка!
Христос воскрес на весь свет!
Али спишь ты, лежишь, али так лежишь?
Христос воскрес на весь свет!
Подари ты нас, волочебничков!
Христос воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос воскрес на весь свет!
Пару яиц да и рюмку вина,
Христос воскрес на весь свет!
Рюмку вина да кусок пирога!
Христос воскрес на весь свет!
Не хочешь дарить — пойдем ты с нами.
Христос воскрес на весь свет!
Кий волочить, людей смешить!
Христос воскрес на весь свет!
Хозяинушка, наш батюшка!
Христос воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося?
Христос воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи ты на двор.
Христос воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос воскрес на весь свет!
Перва радость — коровка телилася.
Христос воскрес на весь свет!
Друга радость — овечка ягнилася.
Христос воскрес на весь свет!
Третья радость — кобыла жеребилася.
Христос воскрес на весь свет!
Корова телила телочку.
Христос воскрес на весь свет!
Овечка ягнила ярочку.
Христос воскрес на весь свет!
Все ярочки по парочке.
Христос воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос воскрес на весь свет!
Кобыла жеребила коника.
Христос воскрес на весь свет!
Коника всё вороника.
Христос воскрес на весь свет!
Сходи в гумно, там три праздника.
Христос воскрес на весь свет!
Первый праздник — Христов день.
Христос воскрес на весь свет!
Второй праздник — Егоров день.
Христос воскрес на весь свет!
А третий праздник — Илья-пророк.
Христос воскрес на весь свет!
Он межи сжинал, стоги ставил.
Христос воскрес на весь свет!
Подошедши к окнам, начинатель после получения от хозяев разрешения начинал петь:
Да на первый день святой
Пасхи Весна-красна на весь мир!
Красные молодцы-волочебнички.
Весна-красна на весь мир!
А шли ж они да играючи.
Весна-красна на весь мир!
Славного села да спрашивая.
Весна-красна на весь мир!
А в том селе — славного барина.
Весна-красна на весь мир!
Славного барина, барина Ивана.
Весна-красна на весь мир!
Допросившись, пришли под оконце.
Весна-красна на весь мир!
—Ой, дома ли ты, славный барин?
Весна-красна на весь мир!
—Спишь ли или лежишь, отдыхаешь ли?
Весна-красна на весь мир!
Когда спишь или лежишь — так Бог с тобою.
Весна-красна на весь мир!
А не спишь, не лежишь — так аукай со мною.
Весна-красна на весь мир!
Хоть он и дома, не отзывается,
Весна-красна на весь мир!
В новой кладовой убирается.
Весна-красна на весь мир!
Одевает сапоги слуцкой работы.
Весна-красна на весь мир!
Одевает шубу соболевую.
Весна-красна на весь мир!
Одевает шапку бобровую.
Весна-красна на весь мир!
Поджидает он светлых праздников.
Весна-красна на весь мир!
Светлых праздников — великих дней.
Весна-красна на весь мир!
Первого праздника — святого Величка.
Весна-красна на весь мир!
Второго праздника — святого Юрья.
Весна-красна на весь мир!
Третьего праздника — святого Николу.
Весна-красна на весь мир!
Праздники в таких «волочебных» песнях обозначали крестьянский календарь от начала посевной до уборочной.
Так, Юрий по границам ходит — рожь родит,
Никола — приглядывает,
Петро — убирает,
а «Божья Матерь рожь жала, рожь жала, в снопочки дожила».
За восхваления и пожелания крестьяне волочебникам выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока и пр. В адрес же скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых даже боялись:
Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.
В некоторых местностях дети обходили дворы своих крестных и близких родственников, чтобы получить пасхальные подарки.
Такие обходы дворов взрослыми или детьми в своей или соседних деревнях на Пасху имеют очень древнее происхождение. Тех, кто совершал обходы в различных регионах, называли поразному: волочебниками, галыкальниками, воловниками, лалынщиками, кукольниками, волховниками, скоморохами. В народе говорили, что волочебники — люди Божьи. Считалось, что такими обходами они приносят удачи хозяевам, плодовитость животным, урожайность на полях, ставят защиту дворов от различных природных стихий.
Завершив обходы дворов в своей деревне, волочебники по предварительной договоренности собирались в одном из домов или в последнем доме, к какому они приходили с ритуальным распеванием, и устраивали там застолье с веселыми играми, танцами, песнями, шутками.
|