VII век
Начало века - столкновение Рима с ирланд монашеством, в результате миссии Колумбана явившегося миру. Непохожи внешне, иной каледнарь, иная тонзура, смахивали на донаститов. Хорошо вписанные в ирландскую среду, в среде варварских королевств воспринимались как противопоставленные об-ву. Против надзора местного епископата. в 603 на еп соборе в Шалоне изгнан из Галлии, ушел в Италию, где основал еще мног монастырей. Johnson Paul. A History of christianity. Norwich, 1978. Peregrine House. Penguin Books. 556 P. 145 В потивовес ему с 7 века правило Бенедикта, но исключительным оно стало лишь с 9-10 вв. Великие галльские аббатства 6-7 веков, далее они возникали вслед за христианизацией.
*
В 604 году арабы нанесли сокрушительное поражение иранской армии. Это был даже не звоночек - погребальный звон по старой картине мира. Ещё не было "мусульманского фанатизма", а победа была - прежде всего, благодаря лучшему вооружению, изобретённому арабами. Недаром иранцы старались раздобыть образцы их панцирных рубашек и кольчуг.
Мухаммед в этой истории - именно пророк, а не завоеватель, в отличие от бесчисленных "православных царей". Первоначально он считал, что христиане и иудеи вообще не нуждаются в его проповеди, им уже всё сказано Богом.
В Суре V (Стол) читаем: "после пророков Мы послали Марию и Иисуса, чтобы подтвердить Пятикнижие. Мы дали ему Евангелие, которое есть светоч веры и печать истины древних писаний. Эта книга просвещает и наставляет боящихся Господа".
"Пой хвалу Марии, сохранившей девство свое неприкосновенным. Мы вдохнули в нее Духа Нашего. Она и Сын Ее были дивом вселенной" (Сура XXI, Пророки).
"Иисус, сын Марии, есть посланник Всевышнего и Слово Его. Бог ниспослал Его в Марию. Он дыхание Божие" (Сура IV, Женщины).
Мухаммед пытался найти контакт с христианами, в 615 и в 617 гг. посылал несколько десятков своих приверженцев в Эфиопию, - видимо, прощупать почву для возможного переселения туда всех мусульман ("муслимуна" - "вручившие себя Богу"). Реакция эфиопских христиан на мусульман неизвестна, но представить её легко: Мухаммед мог считать себя последователем Христа, но тем хуже: христиане смотрели на него как на еретика, который хуже язычника, лапает зачем-то христианские слова. Затем Мухаммед попытался переселиться в арабский город Таиф, но здесь его проповедь приняли в штыки. Тогда он очень тщательно подготовил переселение в Ятриб - город между Меккой и Иерусалимом, где было значительное иудейское население.
Первоначально в этом оазисе жили только три еврейских племени: кейнока, курайза и надир. В отличие от арабов, евреи занимались преимущественно земледелием, выращивая финиковые пальмы и зерновые культуры. Курайза отличались от двух других племён арабскими именами, обычаями, выходили замуж и женились на арабках, что позволяет предположить, что это племя этнически было арабским и в иудаизм обратилось. Мусульманский историк аль-Якоби (ум. 897) считал и надира этническими арабами. Ко времени Мухаммеды тут обитали и два арабских племени: хазрадж и аус.
Встречаясь с ними в Мекке Мухаммед обратил в свою веру 75 членов этих племён. Словно Христос, он избрал из них Двенадцать для руководства мусульманами Ятриба (9 хазраджей, 3 ауса). Мусульмане из Мекки стали называться "могаджиры", мусульмане Ятриба "ансарами" ("союзниками").
Ятриб в 617 году пережил столкновение арабских племён. Корейза и надир выступили на стороне аусов, кейнока - с хазраджа. Поражение потерпели хазраджа, но война велась не на истребление, и конфликт продолжал тлеть. В этих условиях появление кого-то, кого враждующие арабы согласились принять как арбитра, казалось евреям неплохим выходом из кризиса. Они признали Мухаммеда судьёй в конфликтах между евреями и мусульманами.
"Хиджра" - переселение Мухаммеда из враждебной Мекки в Ятриб (названный потом Мединой - "город пророка", "Мадинат ан-наби"), куда он прибыл 22 сентября 622 года, напоминает исход евреев из Египта.
Исход был вынужденным, как и создание "новой" религии. Мухаммед оказался предметом насмешек и ненависти как иудейской, так и христианской. Но, пожалуй, и Моисея, явись он, осмеяли бы тогдашние иудеи за отсутствие ермолки и пейсов. Иисус был осмеян за мессианские притязания, но Иисус был хотя бы евреем. Араб, претендующий быть то ли мессией, то ли пророком, знающий Писание лишь по наслышке и путающий всё, к тому же призывающий почитать и Иисуса, и непорочное зачатие, - всё это казалось иудеям просто бредом. Видимо, они не стеснялись об этом говорить.
Конфликт с иудеями был предрешён. "Бог послал евреям Коран для подтверждения их писаний, но они не поверили", объявил он (Сура II).
Молитва в сторону Иерусалима была заменена молитвой в сторону Мекки. На практике это означало разворот - в буквальном смысле - на 180 градусов, ведь Иерусалим от Ятриба на севере, а Мекка на юге. (Другое дело современный мусульманин, к примеру, в Париже - он молится одновременно в направлении и Иерусалима, и Мекки). Пост, совсем как у православных, был в пику иудеям назначен на пятницу.
В январе 624 г. Мухаммед одержал свою первую военную победу: напал на отряд арабских купцов из Мекки и разграбил его. Через несколько недель в Ятрибе араб-мусульманин приставал к еврейке из племени Кейнока. Завязалась драка, был убит и обидчик, и один из защитников. Мусульмане осадили весь квартал кейнока и в конце концов те бежали из Ятриба в Сирию.
В марте 525 года Мухаммед потерпел поражение от мекканцев, но результат оказался прежний - погром. Пророка возмутило то, что иудеи были недовольны осквернением субботы - именно в субботу произошло злосчастное сражение. Он заявил, что во сне ему явился архангел Гавриил и сообщил, что один еврей-надира хочет его убить. Евреям было дано десять дней на то, чтобы покинуть город. Сперва надира решили остаться, рассчитывая, что им придут на помощь курайза. Но те предпочли сохранить нейтралитет. После двухнедельной осады надира покинули Ятриб, унося с собой лишь то, что можно было унести в руках и погрузить на верблюдов. Верблюдов было шестьсот. Земли надира поделили между теми, кто пришёл с Мухаммедом из Мекки. Пятая часть досталась самому пророку, который наконец-то стал материально независимым человеком.
В 527 г. мекканцы осадили Ятриб, но безуспешно. Когда они отошли, Мухаммед обвинил последнее еврейское племя - курайза - в измене: якобы те вели секретные переговоры с мекканцами. Курайза надеялись, что им дадут уйти, но мусульмане на этот раз вырезали всех евреев - шестьсот мужчин, за исключением одного мальчика, принявшего ислам. Ятриб стал целиком мусульманским городом.
История с этой резнёй была (и остаётся) предметом споров. Мусульманские историки утверждали, что Мухаммед заключил особый договор с курайза, по которому те не имели права вести переговоры с мекканцами. Такой договор противоречил бы тогдашним арабским обычаям. Если бы такой договор был, наказанию не подлежало бы всё племя. Мухаммед ссылался на то, что напасть на курайза ему повелел архангел Гавриил. Курайза сопротивлялись мусульманам 25 дней, после чего к ним был отправлен посол, который посоветовал им сдаваться, но при этом сделал недвусмысленный жест, проведя рукой по горлу. Мухаммед не сам вынес приговор, а поручил это сделать тяжело раненному в бою с мекканцами мусульманину. Тот заявил, что нужно убить всех евреев, а Мухаммед объявил, что это - глас Божий.
В мае 629 года мусульмане взяли город Хайбар, где поселилась часть надира (часть ушла в Сирию), живших тут арабов пощадили, а вот евреев вырезали всех до единого.
Христиане, ныне издевающиеся над "дикими" арабами, должны бы сперва поиздеваться над теми христианами, которые в течение двух веков показывали арабам, что веровать означает убивать ради слов, убивать ради власти, убивать ради Бога. Да над Господом Иисусом православные точно поиздевались бы хоть сегодня. Он-то основ православной культуры не изучал, чем катапетасма отличается от ексапостилария не знает, и как физис воипостазируется и какая при этом просопония происходит, не объяснит.
*
Феноменальные казусы описывает Ломанов в статье о первых христианских текстах в Китае: имя Иисус перевели оскорбительным сочетанием двух иероглифов: "и-шу" - а вышло оскорбительно, ведь они означают "перемещать" и "крыса". Спустя тысячу лет св. Франциск Ксаверий решил не переводить на японский слово "Бог", а просто транскрибировал латинское "деус". Для японцев же слово стало восприниматься как "дайсо" - "огромная ложь". Не уверен, что обозначение Духа Святого как "северный ветер" ("холодный ветер") - неудача. Может быть, "прохладный ветер"? Кстати, к вопросу о том, что все религии одинаковы - использование буддистских терминов в христианской проповеди привело к колоссальным недоразумениям. "Логос" переводили как "дао". В 638 г. император издал указ о позволении христианской проповеди, причем христианство явно понималось как разновидность даосизма. Указ очарователен, в тексте статьи приведен целиком.
*
Во время дворцового переворота в Византии 600-х гг. обнаруживаются, с одной стороны, очень приземленный цинизм, с другой - очень возвышенная наивность. Победитель упрекает свергнутого правителя в дурном руководстве, а тот в ответ: "А ты намереваешься лучше управлять?". При этом все убеждены, что оскорбивший императора - оскорбляет "Бога, сделавшего его императором" (Летописец Никифора). При этом летописец, патриарх Никифор, спокойно рассказывает о четвертовании свергнутого императора, о насильственном постриге в монашество придворного, о том, как в 612 г. сжигают женщину, чей плевок случайно попал на надгробный саван императрицы, и возмущается лишь тем, что сожженную не предали христианскому погребению, а надругались над телом "по варварскому закону".
Византия по-прежнему зависит от Египта: перебои в снабжении хлебом ведут к голоду. Когда же император Ираклий решается на альтернативные закупки в Ливии, патриарх лично от имени народу его удерживает от поездки. Тут же о крещении гуннов при Ираклии. Провал Ираклия в отношениях с Персией, поражение от аваров. Женитьба на племяннице, рождение двух сыновей с дефектами, осуждение от патриарха (и от прасинов на ипподроме). "Он же оправдывался, что „хотя это и хорошо тобой сказано — ибо это так приличествует и патриарху и другу, которым ты, как должно и воздал, но на нас же лежит последнее слово в делах". В это же самое время были распроданы церковные сокровища для выплаты дани варварам" . Когда Ираклий отправляется на войну с персами, управление возглавляет патриарх. Персы в Иерусалимы захватывают "крест Господень" (в 630-е возвращают). В отсутствие Ираклия КПль осаждают авары-славяне, чудесное спасение (627) и благодарственный молебен во Влахернах.
Ираклий выдает дочь за турецкого царя, причем тот "пораженный красотою и прелестью портрета и воспылавший из-за него любовью к его оригиналу, — еще более склонился к союзу". Совместно с турками Ираклий осаждал Тбилиси.
Позднее при войне с сарацинами (идет завоевание Египта арабами, 617) патриарх Александрийский Кир договаривается о мире при условии, что басилевс отдает дочь за правителя племени Амвра, а тот крестится - но Ираклий отвергает план . Позднее, вернувшись в КПль (в столицу Ираклию пришлось проникать хитростью), после 638 г., Ираклий вызвал Кира, обвинил его в том, что тот хотел выдать дочь басилевса за "эллина и богоборца" и отдал городскому префекту для пытки.
Монофелитский спор (с 619 г. по реакции Иоанна Милостивого, с 622 по посланию Сергия) можно понимать как уточнение халкидонского богословия: двойственность природ выявили хорошо, но единство оставалось блеклым. Слово "личность" говорило мало, а слово "энергия", "воля" - много, и вот попытка выразить единство через словосочетание "одна энергия", "одна воля".
640 год - басилевсом становится сын Ираклия Ираклий, который освобождает Кира. Восстание народа с требованием короновать Константина, бунт и против патр. Пирра: вопрос о двух волях переплетается с вопросом престолонаследия .
695 г. - дворцовый переворот в КПле вдохновляется, по патр. Никифору, прежде всего монахами.
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Люди
Мухаммед (632). Софроний Иерусалимский (644); Феофилакт Симокатта. Исидор Севильский (636). Мосх (622). Колумбан (615).
Тексты
События
601, Пасха. Крещение короля англов Этельберта.
602 г. Начало (до- 610 г.) гражданской войны в Византии: дунайская армия провозгласила императором центуриона Фоку, затем восставшие свергли и казнили императора Маврикия.
602. Кентская "Правда Этельберта" - первая запись правовых обычаев и законов Англии.
603 г. Собор в Шалоне (Галлия) изгоняет из страны Колумбана, он уходит с учениками в Италию.
604 г. Началась христианизация Эссекса. В Риме папа делает латынь богослужебным языком.
605 г. В Британии образовалось королевство Нортумбрии из Берниции и Дейры.
608 г. Начало понтификата папы Бонифация IV (до 615), который получил в дар от императора Фоки Пантеон и посвятил его Марии и мученикам.
610 г. Лидер восставших в Византии Фока свергнут и казнен, а престол захватил представитель провинциальной знати Ираклий (правил 610 - 641 гг).
610 г. Изгнание св. Колумбана из Бургундии.
613 г. Испания: иудеям предписывается либо креститься, либо покинуть страну.
613. Началось правление короля франков Лотаря II (613 - 629 гг) из династии Меровингов. При нем франки снова составляют единое государство.
614 г. Парижский эдикт: короли франков соглашаются с ограничением своей власти, обязуясь выбирать должностных лиц (напр., графов) из числа землевладельцев соответствующих графств. В провинциях от имени короля управляет мажордом ("Maior domu").
614 г. Хлотарь II возвращет себе право одобрять кандидата в епископы (избиравшегося народом).
614 г. Завоевание Иерусалима шахиншахом.
619 г., 12 ноября. Смерть Иоанна, патр Александрийского, хотевшего возбуждить дело о низложении Сергия, патр КПльского за сношения с монофизитами по вопросу о единстве в Христе энергий. Начало монофелитских споров. 619 (по сведениям Иоанна Милостивого) или 622 (по сведениям патриарха Сергия). Начало “монофелитского” спора — о том, сколько “энергий” или “воль” во Христе.
622 г., сентябрь. Переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину (хиджра). При халифе Омаре I (634-644) год хиджры объявлен началом мусульманского летосчисления.
622 г. Ираклий в Армении по случаю войны с персами, в Феодосиполе (Эрзерум) встретился с Павлом Одноглазым, главою севериан, предложил унию на основе признании одной энергии при двух природах. Павел к этому отнесся отрицательно. Император все же издал указ с воспрещением учения о двух энергиях во Христе и послал на Кипр, еп. Аркадию, п.ч. именно там была колония армян.
625 г. В Британии образована Йоркская епархия.
625 г. В монастыре Санкт-Галлен основывается певческая школа.
626 г. Византийский император Ираклий отражает нападение аваров на КПль. Составление Великого покаянного канона.
627-628 гг. Византийский император Ираклий отвоевал у персов земли на востоке империи.
627. Поражение Нортумбрии в битве с Мерсией при Хитфилде. (Британия)
629. Управляющий Пипин I (родоначальник Арнульфингов/Каролингов) становится советником короля Дагоберта I.
629 г. Император Ираклий отвоевывает Иерусалим.
629 г. Дагоберт I изгоняет иудеев из Галлии.
631 г. Новый патриарх Александрии Кир, митр. Фазида, активно начинает переговоры об унии с монофизитами на основе учения о двух природах и одной энергии.
632 г., 8 июня. Умер Мухаммед.
632. Возникновение Арабского халифата и правление первых четырех халифов - Абу Бекра (632-634). Омара 1 ибн аль-Хаттаба (634-644), Османа ибн Аффана (644-656) и Али ибн Аби Талиба (656-661). Начало обширных арабских завоеваний.
633 г. Арабский халифат завоёвывает Ирак.
633 г. Четвертый Толедский собор (Исидор Севильский) осуждает принудительное крещение евреев, но предписывает отбирать у евреев детей, если те примут крещение.
633 Четвертый Толедский собор, в согласии с королем Испании, декретирует, что у иудействующих еретиков будут в наказание только отняты их дети и рабы, чтобы предохранить их от заражения. (Льоренте, 1817)
633, 3 июня. Уния патр. Кира Александрийского с монофизитами на основе 9 пунктов ("глав" - "кефалайа"), где говорится о "едином богочеловеческом [богомужнем] действии [энергии] Христа". В конце года избрание патриархом Иерусалимским Софрония, противника монофелитства. Торжественно провозглашена в Александрии. Учение об одном и том же Христе, действующем одной "теандрин энергейя" - "богочеловеческой энергией".
|