пред.страница. пред.стр след.стр след.страница.

 

Зимние Святки.

 

С вечера в сочельник у славян начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее. И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.
Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

В эти дни те, кто не верил в гадания, ходили в гости к друзьям, взяв в качестве подарка и угощения печенье в виде фигурок зверей и кутью. Рекомендовалось посещать церковь, принимать участие хотя бы в начале церковной службы. Это позволяло почувствовать значимость наступающего праздника.
На Святках (обычно во второй их половине, в страшные вечера между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Так, в эти дни ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти.
Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.
Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (т.е. надевайте узду). И если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.
Отправлялись и к амбару, тоже предварительно сняв крест. Сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара. Так, если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником, — быть ей за бедным.

Повсеместно девушки на Святках выходили «снег полоть». Снег собирали в полу пальто и говорили: «Полю, полю снежок на собачий следок!» Потом снег из полы пальто перекидывали через левое плечо и говорили: «Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!» Приговаривали и так: «Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай, взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке».
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монет­ки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице и т.д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью причешется, и его узнают по цвету оставшихся волос.
«Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.

Гадания.  
Гадание.

Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым.
. На Святки тверские девушки привязывали к порогу веник, чтоб разметало жениху дорогу к сватам ехать.
Для того чтобы гадания на жениха сбылись, девушки совершали несколько странный обряд. Для этого они «сковородник маме под подушку клали — блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, вдоль кровати».
Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если навстречу девушке попадется молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование.
Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни, и девушки, спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин — женское. По народной примете, так будут, звать будущего жениха и, соответственно, невесту.

Перед сном девушки бросали пояс на трубу или на брус и говорили: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». После этого старались сразу заснуть. Во сне им должен был явиться тот, который должен стать мужем.
Одним из страшных, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Естественно, что решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.
Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения « толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом». Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисовали мелом кресты. Это было необходимо, так как, по народным поверьям, канун Крещения (вечер 18 января) являлся знаменитым «крещенским вечерком» — временем разгула нечистой силы. Люди верили, что она так и норовит проникнуть в дом оборотнем в любом обличье. Если не поставить в Крещенский сочельник креста на дверях, то быть беде, считали в старину. В случае, если не сумели защитить вовремя свой дом и впустили нечистую силу, избавиться от ее проказ можно было следующим образом. В полу дома находили сучок, который не обязательно должен был выступать над полом, а мог быть просто обозначен в доске. Безымянным пальцем правой руки обводили сучок треугольником, затем наступали на него левой ногой и произносили: « Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».

Особенно опасен в крещенскую ночь был оборотень Огненный змей, который являлся девушкам в виде прекрасного юноши. В народе говорили, что если Огненный змей полюбит девушку, эта любовь неисцелима вовек. «Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, — предупреждали старушки молодых девушек о появлении красавца. — Умеет оморочить он, злодей, душу, умеет говорить речи, заиграет он, безжалостный, девичьим сердцем, затомит девицу в горячих объятиях. От его поцелуев горит девушка румяной зарей. Без него девушка сидит в тоске, без него она сушит себя». Уберечься от посещения оборотня-красавца можно, начертив на дверях крест или насыпав на печную загнетку собранного в крещенский вечер снега.

Так как в современных квартирах довольно сложно найти печные загнетки, рекомендуют поутру в день Крещения умыться снеговой водой: по примете, от этого «без белил белыми бывают, без румян румяными». Можно не ограничиваться умыванием, а попробовать искупаться в проруби, тем более что издавна на Руси был обычай купаться в проруби на Крещение, несмотря на то, что крещенские морозы считались самыми жестокими. Особенно старались умыться, облиться или искупаться в проруби те, кто гадал в ночь под
Новый год, на Святки и на Крещение, тем самым они как бы смывали грех, потому что гадания всегда считались сговором с нечистой силой.

С праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека. Так, если кто-нибудь крещен в этот день — быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе.
«Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.
20 и 21 января — «отдание Святок». Это были дни святого Иоанна Крестителя, Василисы и Емельяна (Емельяна преподобного и Василисы-мученицы). Если кто успел подхватить простуду, то может вылечиться в этот день травой лихоманником (ее называют также «петров крест», «сердечная» или «василиса»).
Святочные гуляния заканчиваются, а по пословице— «Кто празднику рад, тот до свету пьян», после чего наутро наступает всеобщее радостное похмелье. Тем более что на Емельяна — Василису принято было угощать кума с кумой, что сулило благополучие крестникам.

Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством иорданью — водосвятием на Крещение.
Коляды представляли собой своеобразный обряд прощания. А вообще последним колядным днем считалось 21 января, когда праздновались проводы Коляд. На этом Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. А впереди были тяжелые дни работы, борьба за выживание, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.


 

 

 

 

 
     
Рейтинг@Mail.ru  
     
Hosted by uCoz