пред.страница. пред.стр след.стр след.страница.

 

Приметы и гадания.

 

Однако, перед тем как начать трапезу, существовал определенный обряд. Согласно ему, глава семьи брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с нем вокруг избы. После этого он должен был несколько ложек кутьи выбросить за дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью Мороз и просил его «не нападать весной на жито, пшеницу и всякую пашицу», т.е. не губить посевы.
Саму кутью ели молча из общей чашки. В недоеденной кутье нужно было оставить свои ложки, что символизировало подаяние бедным странникам. У славян было принято ставить на стол один лишний прибор на случай, если вдруг в дом пожалует гость. На этот счет даже существовало такое гадание. Так, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как очень добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Явится женщина — голод и болезни обеспечены. Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, чтобы он в назначенное время пришел и поздравил всю семью. И все же ужинать в Святой вечер принято в кругу самых близких родственников. Трапеза начиналась с молитвы и приглашения к столу душ умерших предков и родичей, пропавших без вести.

Этот древний обряд совершался с большой серьезностью и строгостью, хотя и воспринимался крестьянами как своеобразная игра, забава. Он вносил в настроение всех обитателей дома оживление и радость. Кутейный вечер ознаменовал как начало праздника, долгого и затейливого.
Перед началом трапезы в доме зажигались лампадки, восковые свечи, читались молитвы, стол покрывался сеном или соломой. Только после этого семья приступала к угощению. Каждый атрибут представлял собой мистико-религиозный символ. Так, сено напоминает о месте рождения Спасителя. Уже после вечери крестники идут к крестным отцам и матерям, чтобы поздравить их с Рождеством, несут кутью, пироги, а взамен получают подарки.
Поздним вечером начиналось колядование, которое корнями своими уходит в языческое прошлое славян, но в близкие к нам времена рождественские колядки и щедривки заменились новыми, составленными в христианском духе.
Нередко на Рождество ходили по домам со звездою и вертепом. Кое-где этот обычай сохранился до наших дней. Звезду, как правило, делают из желтой бумаги, закрепляют на ней иконы Рождества. Вертеп — это что-то вроде марионеточного театра, с помощью которого передавалась история Рождества Христова, поклонения пастырей и волхвов, избиения вифлеемских младенцев.

В Рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. «Родителей» приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.

Овсень. В последнее время люди стали забывать обычай колядования. Но никогда не поздно возродить прекрасный рождественский обычай, чтобы он приобрел достойный вид песенного поздравления с христианским праздником и служил делу прославления Христа. Этот обряд практически ничем не отличается от языческих колядок. И все же стоит сказать, что ошибается тот, кто думает, что Святки — просто-напросто русская народная забава. Это установленный церковью цикл праздничных дней. Просто так получилось, что за много поколений каноническое понятие Святок было утрачено. К тому же христианские праздники смешались с народными традициями, что тоже не могло не сказаться на отношении к празднованию. И все же для настоящих верующих святочные дни есть повод лишний раз поблагодарить Бога за дарованное человечеству спасение, сходить в церковь, исповедаться. В эти дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, бедняков и даже заключенных, дарить им подарки, чтобы они могли разделить с нами радость Рождества.

На сочельник было много старинных примет, пословиц, поговорок, например: «Коли в кутью тропинки черны — урожай на гречу», «Если в сочельник на небе много звезд — будет много грибов» . Повсеместно считалось, что в это время «не кормят кур, чтобы огороды не копали», «спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал». Если небо ясное, то в этом году будут полные амбары зерна. Сосульки под крышей — большой урожай кукурузы, а иней на деревьях — обилие яблок, груш и слив.
Парни носили вертепы, разыгрывая не только библейские сцены, но и шуточные спектакли из жизни односельчан.
Пока взрослые гадали, детишки занимались тем, что снимали гостинцы с елки, а еще малыши забирались под стол и выбирали из соломы, которой в хате выстилали земляные полы, орехи и мелкие деньги. При этом обычай велел детям кудахтать, чтобы в будущем году хорошо неслись куры.
В народе считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в которых принимало участие большое количество людей, преимущественно молодежи. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.
Для этого они, сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам, значит, еще рано выходить замуж, а если в любую другую сторону — следовало ожидать жениха, причем оттуда, куда укажет носок валенка.
Гадали под Рождество на воске. Для этого его сначала растапливали, а потом выливали в сосуд с водой. Если получилось колечко — к замужеству, развалины — к беде. Смотрели на небо: в какой стороне звезда упадет — там твой суженый живет. Очень популярными в селах были гадания на берегу реки. Девушки разжигали огонь, а потом по очереди бросали в прорубь горящие головешки. Если уголек погаснет с треском и шипением — муж будет богатый и красивый, ну а если головешка только «пшикнет» — стать девице женой бедного.
 

 

 

 

 
     
Рейтинг@Mail.ru  
     
Hosted by uCoz